В этом лишний раз убеждает последнее, крайне размытое заявление с трибуны Верховной Рады министра финансов Натальи Яресько о том, что ранее декабря 2015 года повышения ожидать не следует, из чего можно сделать вывод, что и с декабря особо рассчитывать не на что.
Между тем, годовым бюджетом индексация вроде бы предусмотрена, рост цен ставит все новые рекорды, граждане Украины превратились в одних из самых низкооплачиваемых в мире, инфляция и девальвация обесценили их доходы до уровня нищеты, из-за падения покупательной способности населения валится производство, а нынешние социальные стандарты были установлены почти полтора года назад при совершенно другом курсе доллара, ценах и экономической ситуации.
Словом, повышать прожиточный минимум и минимальную зарплату следовало давно, но чиновники стараются от этого уйти, мотивируя нехваткой средств. В то же время фискальная служба бодро рапортует о резком росте поступлений в бюджет, а средства находятся на цели, не предусмотренные бюджетом на 2015 год, причем не только на оборону, но и на разного рода сомнительные «реформы», вроде которой уже по счету за последние годы реформы судебной системы или реформы государственной службы. Очевидно, подкормить судей для принятия «правильных» решений важнее, чем обеспечить рядовым гражданам человеческий уровень жизни.
Но даже если вдруг случится чудо и предусмотренная бюджетом индексация будет произведена, то это ничего ровным счетом не решает! Просто к мизерным цифрам нынешнего прожиточного уровня и минимальной зарплаты добавится столь же мизерная надбавка, которая по размеру намного меньше даже официального уровня инфляции. А если учесть, что оплата труда, например, в бюджетной сфере состоит из оклада, который мало отличается от минималки, и системы надбавок в процентах к окладу, то некоторое его увеличение может сопровождаться сокращением надбавок, как это часто делается, в результате чего доходы не вырастут, а могут даже сократиться. А главное, власть, похоже, совершенно не намерена серьезно заниматься реальным увеличением доходов населения, в результате чего граждане впадают в нищету, а отечественное производство, торговля и экономика в целом, лишаясь платежеспособного спроса, окончательно умирают, что подтверждают провальные экономические результаты І квартала 2015 года.
Напомним, что согласно действующему законодательству социальные стандарты, прежде всего величина прожиточного минимума и минимальной зарплаты, должны с определенной периодичностью индексироваться на величину инфляции.
Ныне действующие стандарты были установлены с декабря 2013 года правительством Януковича—Азарова: прожиточный минимум — 1176, а минимальная зарплата — 1218 гривен в месяц. С тех пор эти цифры не пересматривались. И дело не столько в том, что правительство Яценюка тем самым грубо нарушает закон, сколько в том, что миллионы рядовых граждан за последние примерно полтора года оказались со своими мизерными гривневыми доходами на грани и даже за гранью нищеты.
Страна прогрессирующей нищеты
Напомним, что в конце 2013 года валютный курс составлял около 8 гривен за 1 доллар. При этом минимальная зарплата равнялась около 150 долларов, и на эти деньги можно было очень-очень бедно существовать. За прошедшее время курс гривни обвалился почти в три раза и сейчас колеблется на уровне 20,50-22 грн/долл. Кратковременные скачки до 30-35-40 грн/долл во внимание принимать не будем. Соответственно, доходы граждан в валютном эквиваленте уменьшились без малого втрое. Если до обвальной девальвации зарплата, допустим, в 3200 грн равнялась 400 долларам, то теперь это около 150 долларов, и таким образом среднестатистический гражданин зарабатывает в день 7 долларов из расчета 22 рабочих дня в месяц, тогда как в развитых странах 7 долларов — это примерно минимальный размер часовой оплаты. Нынешний уровень минимальной зарплаты в Украине в 7 раз ниже, чем в Чехии, Венгрии, Словакии, Эстонии, а также в 15-40 раз меньше, чем во Франции, Германии, Австрии, Люксембурге. Более того, отечественная «минималка» в три раза ниже установленного ООН уровня бедности, равного 5 долларам в день, то есть по уровню жизни Украина скатывается по направлению к Африке.
Государственная служба статистики утверждает, что реальная заработная плата граждан Украины в апреле 2015 года уменьшилась на 29,6% по сравнению с апрелем 2014 года, а по сравнению с мартом 2015 года — на 9,2%.
Приведенные данные наглядно демонстрируют резкое падение доходов населения, тогда как правительство продолжает удерживать социальные стандарты на издевательски мизерном уровне, что есть незаконно и аморально.
Обвальная инфляция в последние полтора года имела прежде всего монетарные причины, то есть вызвана резкой девальвацией национальной валюты. Средние цены, впрочем, пока в три раза вслед за долларом не выросли, во многом из-за крайне низкой платежеспособности населения, покупательная способность которого и уровень потребления и так катастрофически упали, поскольку даже номинальная зарплата выросла незначительно, а реальная существенно уменьшилась.
По данным Госслужбы статистики, с декабря 2013-го по март 2015 года инфляция составила 62%, то есть все в среднем подорожало в 1,62 раза. Но по отдельным наиболее важным товарам повседневного спроса и продуктам питания цены выросли намного больше, а по коммунальным услугам — в разы.
Так, по данным все той же официальной статистики, рост цен на ряд продуктов и товаров первой необходимости превысил средний уровень инфляции: хлеб подорожал на 69%, сахар — на 66,5%, рыба — на 86%, подсолнечное масло — на 88%, фрукты — на 136%, лекарства — на 75%, нефтепродукты — на 81%, коммунальные услуги — на 150%, а газ для населения — в 5,3 раза. Также существенно подорожали мясо и мясопродукты — на 40%, яйца — на 29%, молоко — на 25%, сливочное масло — на 21,4%, пассажирские перевозки по железной дороге — на 31% и образование — на 15,5%.
Правда, по официальным данным, в мае инфляция замедлилась до 2,2%, на основе чего министр финансов Наталья Яресько поспешила сделать скоропалительный вывод, что экономическая ситуация в Украине стабилизировалась. Хотя буквально еще в апреле инфляция составила 14%. Таким образом, в годовом измерении с 60,9% по результатам апреля инфляция снизилась до 58,4% по результатам мая. Но называть весьма шаткое затишье стабилизацией, как это делает министр финансов, мягко говоря, опрометчиво. Кроме того, инфляция, первоначально разогнанная денежной эмиссией, обретает все более немонетарный характер. Теперь причиной роста цен являются резкое повышение тарифов на газ, электроэнергию, коммунальные услуги, рост затрат производителей и торговли, общие высочайшие инфляционные ожидания.
Резкое ухудшение экономических условий существования ударило по всем слоям населения. Средний класс, выражаясь на языке большевиков, уничтожается как класс, превращаясь в малообеспеченные слои населения. В свою очередь, малоимущие не в состоянии себя прокормить, заплатить за пользование транспортом и коммунальные услуги. Широко разрекламированная программа коммунальных субсидий за два месяца ее действия так толком и не заработала.
Интересная деталь. Последние 5 лет граждане стабильно покупали валюты больше, чем сдавали. Но в нынешнем году эта тенденция изменилась. В январе—апреле ее сдали почти втрое больше, чем купили. Правда, речь идет об официальных валютообменных операциях через банки, которые резко сократились из-за введения Нацбанком ограничений на продажу в размере эквивалента 3000 грн в день в одни руки, а также взимания 2% налога в Пенсионный фонд, из-за чего значительный объем операций ушел в теневой сектор. И все же тенденция резкого сокращения покупки валюты и увеличения ее сдачи населением имеет место и говорит о том, что население начинает продавать валюту, припасенную на «черный день». Это очень тревожный звоночек, свидетельствующий о существенном ухудшении экономических условий существования широких масс, что чревато серьезными последствиями. Складывается впечатление, что нынешняя преступная политика власти преследует цель, в том числе, и побольше выкачать из рядовых граждан валютных средств, запасенных в загашниках.
«Развод на мизере»
Возвращаясь к социальным стандартам, напомним, что законом о государственном бюджете на 2015 год предусмотрено с 1 декабря увеличение прожиточного минимума с нынешних 1176 гривен до 1330 гривен, то есть на 154 гривни. В свою очередь, минимальная зарплата с 1 декабря должна вырасти с нынешних 1218 гривен до 1378 гривен, то есть на 160 гривен. Цифры, мягко говоря, не впечатляют...
Но складывается впечатление, что даже на этом «мизере» власть готовится «развести» граждан страны.
По слухам, норма об увеличении «минималки» и прожиточного минимума была внесена в закон под давлением депутатов. Но уже при принятии закона премьер Яценюк высказался в том смысле, что социальные стандарты увеличат, если хватит денег, из чего можно сделать вывод, что если не хватит, то могут и не увеличить. Несколько позднее министр социальной политики Павел Розенко заявил, что повысить к концу года социальные стандарты будет очень и очень сложно, очевидно, намекая на то, что «минималку» и прожиточный минимум вполне могут и не повысить.
И вот недавно на сей счет прозвучало «сольное выступление» профильного министра. В интервью еженедельнику «Зеркало недели. Украина» министр финансов Наталья Яресько, говоря о возможности повышения социальных стандартов, сделала более чем странное заявление: «Нет для этого средств. Очень хочу как можно скорее индексировать социальные выплаты, мы понимаем важность поддержки граждан. Но реального профицита бюджета нет. Если я увижу какие-то увеличения поступлений от детенизации, уничтожения „налоговых ям“, контрабанды или любых других на сегодняшний день не предусмотренных источников, готова пересматривать соцвыплаты. Но поймите: мне сейчас передали 17 млрд грн незапланированных дополнительных потребностей от Министерства обороны и других правоохранительных ведомств и мы еще не нашли для них финансирования. Приняты законы, которые также требуют незапланированных расходов. Например, закон о судоустройстве. Первое чтение прошел новый закон о государственной службе, если его примут, это также повысит незапланированные расходы. Увеличение импортного НДС требует увеличения объемов его возмещения, а мы на это тоже не рассчитывали. Понятно, что пока мы не решим эти вопросы и не найдем дополнительные источники поступлений, до тех пор будем не готовы проводить индексацию раньше, чем это предусмотрено. Средств у государства нет». (http://gazeta.zn.ua/macrolevel/nataliya-yaresko-u-nas-est-i-plan-v-i-plan-s-_.html).
Сей спич достоин того, чтобы разобрать детально. Прежде всего, об отсутствии профицита бюджета. Недавно фискальная служба бодро отрапортовала, что поступления в сводный бюджет за январь—март 2015 года почти на 33 млрд грн превысили показатели аналогичного периода прошлого, 2014 года. В апреле и мае эта тенденция продолжилась. Правда, столь внушительный рост бюджетных поступлений произошел за счет инфляции, то есть за счет увеличения масштаба цен, что привело к увеличению налоговых поступлений, но это уже другой вопрос. Поэтому отговорки министра финансов о полном отсутствии средств являются не совсем искренними.
Изрядно развеселили сетования Натальи Яресько на отсутствие «увеличения поступлений от детенизации, уничтожения „налоговых ям“, контрабанды или любых других на сегодняшний день не предусмотренных источников». А причем здесь рядовые граждане, оказавшиеся даже не на грани, а за гранью нищеты? «Налоговые ямы», вывод денег в оффшоры, контрабанда и прочие подобные деяния — это «продукт жизнедеятельности» чиновников и олигархов, но никак не нищенствующих малообеспеченных граждан, которые никак не дождутся копеечной прибавки к своим доходам!
Кстати, характерная деталь: правительство упорно молчит о возврате вывезенных капиталов, хотя подобные обещания давались на Майдане во время революции 2013–2014 годов. По некоторым оценкам, за последние годы из Украины было вывезено примерно 167 млрд долларов, которых с лихвой хватило бы на существенное увеличение зарплат, пенсий и социальных выплат, а также на вожделенные инвестиции.
Допустим, заявление министра о том, что на оборону страны потребовались дополнительные 17 млрд гривен можно было бы оставить без возражений, если забыть, что армия в значительной мере обеспечивается волонтерами.
Зато возникают вопросы по поводу готовности правительства финансировать непредусмотренные бюджетом на 2015 год очередные реформы судоустройства и государственной службы, в то время как предусмотренное законом увеличение социальных стандартов ставится под большое сомнение.
Впрочем, выступая в Верховной Раде с отчетом о выполнении бюджета 2014 года, министр финансов была не столь категорична. Не рискуя с трибуны парламента публично отказаться от индексации, фактически заявить о невыполнении закона о бюджете, которым такая индексация предусмотрена, Яресько заявила, что ранее декабря индексации ждать не следует, как, впрочем, законом и предусмотрено, но связала повышение стандартов с результатами переговоров о реструктуризации внешних долговых обязательств. Министр поведала, что на обслуживание долгов идет до 5% ВВП и, пока не удастся путем реструктуризации снизить нагрузку на бюджет, об индексации говорить нельзя.
Здесь возникают, как минимум, два замечания. Во-первых, к качеству бюджета-2015: ведь когда его писали и утверждали, о величине долговой нагрузки на ближайшее время уже было известно, а о реструктуризации еще и речь не шла! Почему в бюджет заложили индексацию, если денег на нее изначально не было? Чтобы хоть как-то протолкнуть бюджет через парламент, а затем схитрить, не заплатив? Во-вторых, переговоры о реструктуризации, по заявлениям той же Яресько, идут, мягко говоря, не слишком успешно, а значит, на индексации, если следовать логике министра, особо рассчитывать не приходится.
Но если министр финансов юлит, стараясь не брать на себя публичных обязательств по индексации и одновременно не дать основания для обвинений в злоумышлении на нарушение закона, коим индексации предусмотрены, в парламентской фракции премьера Яценюка «Народный фронт» и вовсе устроили клоунаду в таком далеко не юмористическом вопросе, как обвальная нищета подавляющего большинства граждан страны. Бывший бравый комбат, а ныне заместитель главы парламентской фракции «Народного фронта» Андрей Тетерук заявил, что осуществить индексацию доходов граждан возможно даже в условиях беспрецедентных расходов на армию, поскольку для этого имеются два источника. Во-первых, это средства «семьи» Януковича в размере 1,5 млрд долларов, заблокированные по требованию правительства, которое теперь обратилось в Генпрокуратуру Украины с тем, чтобы эти средства перешли из разряда заблокированных в разряд конфискованных и ими можно было бы проиндексировать зарплату и повысить пенсии. В подробности о том, что вернуть эти средства, мягко говоря, непросто, да и хватит их ненадолго, бывший комбат вдаваться не стал. Во-вторых, еще более фантастический источник индексации, по Тетеруку, состоит в том, чтобы вернуть через Стокгольмский арбитраж в Украину 16 млрд долларов, переплаченные в результате подписанного в 2009 году газового контракта с Россией за попытку тогдашнего правительства получить благосклонность Кремля. Последнее предложение является не более чем «наездом» на экс-премьера Юлию Тимошенко.
По степени фантастичности первый, а тем более второй «источник индексации» вполне могут соперничать со знаменитым «золотом гетмана Полуботко»...
Кстати, правительственная фракция почему-то ничего не говорит о возможности раскулачивания в пользу нищих граждан Украины олигархов Коломойского и Ахметова, к интересам которых слишком трепетно относится правительство Яценюка. Даже принятый еще при Януковиче закон о трансфертном ценообразовании, призванный перекрыть схемы вывода средств в оффшоры, так и не заработал!
Что в лоб, что по лбу!
Но едва ли не самое главное состоит в том, что даже если предусмотренная законом о бюджете индексация в декабре будет произведена, это ничего принципиально не меняет в вопросе преодоления нищеты. Повторим: прожиточный минимум планируется увеличить с 1176 до 1330 грн, а минимальную зарплату — с 1218 до 1378 грн. В сухом остатке получается следующее...
К мизерным суммам, установленным правительством Януковича—Азарова при втрое меньшем валютном курсе и при радикально более низком масштабе цен, добавляются совершенно смехотворные надбавки в размере 154 и 160 гривен соответственно, которые уже и деньгами назвать нельзя. То есть предусмотрен рост всего на 13%.
В то же время, повторим, инфляция в марте 2015 года к декабрю 2013 года, по официальным данным, составила 62%, хотя трудно себе представить, как она может иметь такое значение, когда все вокруг дорожает в разы.
В 2015 году, по прогнозам Нацбанка, инфляция составит 30%. Но такая оценка представляется более чем оптимистичной, поскольку по результатам пяти месяцев инфляция в годовом измерении составила около 60%, хотя в мае и обозначила некоторую тенденцию к снижению.
На этом фоне увеличение установленного при Януковиче мизера на 13% нельзя назвать повышением социальных стандартов. Это цинизм и издевательство, которые, к тому же, ведут к окончательному развалу экономики.
Ведь уже совершенно очевидно, что политика замораживания и/или урезания доходов граждан отнюдь не выводит из кризиса, как это пытается представить правительство, а, наоборот, ведет к обвалу потребительского спроса и, соответственно, падению производства и торговли и, следовательно, экономики в целом. Об этом свидетельствует 17%-ное падение ВВП в І квартале 2015 года. Поэтому увеличение доходов граждан является требованием не только социальным и моральным, но и чисто экономическим.