Не прошло и месяца, а Европейская бизнес ассоциация снова организовала большую встречу с руководством страны, чтобы обсудить, каких реформ стоит ждать в 2019 году — году двойных выборов в стране. Пригласили президента Петра Порошенко, премьера Владимира Гройсмана, а также целую делегацию министров и других представителей исполнительной власти.
Несмотря на грядущие выборы, и президент, и премьер пообещали поддерживать и продолжать позитивные изменения. "Я надеюсь, мы получим и транш МВФ, и макрофинансовую помощь от Евросоюза, и кредит Всемирного банка", — отметил президент.
"У нас (у предпринимателей — Ред.) память хорошая. Мы вам (президенту и премьеру — Ред.) напомним о ваших обещаниях", — пошутила Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации.
Фото: EBA
Уляна Супрун, министр здравоохраненияОдно из ключевых достижений министерства в этом году — это создание ключевого страхового органа, Национальной службы здоровья. Верховная Рада приняла закон о финансовых гарантиях в октябре 2017 года, он вступил в силу в конце января 2018 года. За два месяца мы успели создать Национальную службу здоровья, нашли руководителя службы, начали программу по выбору врача. А сегодня уже 21,5 млн украинцев (то есть каждый второй украинцев) выбрали своего врача. Уже 50% всех медучреждений подключились к Нацслужбе, не только государственные и коммунальные клиники, но и частные. А врачи, которые предоставляет первичную помощь уже получают зарплаты в два-три раза больше, чем до реформы.
У нас есть три ключевые задачи на следующий год.
Во-первых, привлекать инвестиции в сферу медицины. Почти половина заявок на проекты государственно-частного партнерства, которые обрабатывает Министерство экономики, на проекты в медицине. Наши двери открыты, мы готовы сотрудничать.
Во-вторых, электронизация медицины. Мы запустили систему eHealth.
Со следующего года можно будет не только заключить электронную декларацию с врачом, но также получать электронные рецепты, электронные больничные, электронные справки, вести электронную историю болезни.
До конца 2019 года все это должно быть в системе eHealth.
В-третьих, мы хотим создать новую систему лицензирования врачей. Сейчас у нас нет никакого инструмента, чтобы контролировать качество медицинской помощи. Если у человека есть диплом, он может работать доктором. Когда будет лицензия, мы сможем контролировать и отбирать лицензии, если врач делает что-то неправильно.
Фото: EBA
Яков Смолий, глава Национального банкаОсновные достижения этого года — это принятие нового законодательства о валюте, а также поддержка финансовой стабильности. Сегодня банковская система докапитализирована, доверие восстанавливается, есть прирост депозитов и понемногу растет кредитование. Мы, к сожалению, не достигли того уровня инфляции, который хотелось бы. Но инфляция контролируется и прогнозируется.
В следующем году мы ожидаем возобновления кредитования. Этот тот фактор, который обеспечит экономический рост.
Не могу сказать, какой будет стоимость кредитов в следующем году, но возобновление кредитования будет.
Во-вторых, мы будем работать над развитием финансовых технологий. Сейчас занимаемся имплементацией европейских директор. А в следующем году станет возможно расширение финансовых услуг небанковскими финансовыми учреждениями.
В-третьих, важно имплементировать принятые в этом году законы. Это, в частности, закон о защите прав кредиторов и о корпоративном управлении в госбанках.
Фото: EBA
Геннадий Зубко, министр регионального развития, строительства и ЖКХНаш первый приоритет — это энергоэффективность. Сегодня мы не можем влиять на цену газа, но можем влиять на потребление. Поэтому будем работать над уменьшением энергопотребления. Уже создан Фонд энергоэффективности, куда, в том числе, пойдет и финансирование от Евросоюза. Из этого фонда будем софинансировать все мероприятия по энергоэффективности.
Второй приоритет — дерегуляция в строительстве.
За два года в рейтинге Doing Business по компоненты дерегуляция в строительстве мы поднялись со 140 позиции на 30.
Нам еще нужно решить вопрос с паевым взносом при строительстве, а также убрать монополию на подключение к энергосетям. В следующем году по показателю дерегуляции в строительстве мы вырастем еще на 5 позиций.
Самая важная задача на следующий год — обеспечить безвозвратность реформ. По каждому профильному направлению мы чувствуем угрозу. По новым строительным нормам, к примеру, у нас уже есть пять судебных исков: никому не нравятся требования по этажности зданий, по плотности застроек, зеленым линиям, наличию социальной инфраструктуры.
Фото: EBA
Максим Нефьодов, первый заместитель министра экономического развитияИз позитивов этого года — мы наконец запустили приватизацию. Уже три месяца через ProZorro.Продажи продаются объекты малой приватизации. И результаты, по моему мнению, фантастические: около 44% аукционов успешны, а цена по объектам растет в два раза. Но нам нужно больше успехов в большой приватизации, где борьба продолжается.
Я надеюсь, что до конца этого года и в первом квартале следующего мы увидим первые проданные объекты большой приватизации.
Также в приоритете реформа контролирующих органов. И она касается непосредственно каждой украинской компании. Сейчас проверки часто заканчиваются тем, что контролеры требуют взятку. Мы же сейчас создаем ориентированную на риски систему контроля. Уже работает онлайн-портал, где бизнес может увидеть все запланированные проверки и результаты их результаты.
У нас есть ряд мер, которые мы хотим сделать для дерегуляции. В частности, я лично вносил уже три законопроекта об отмене паевого участия, которое должна платить каждая компания при строительстве. Вносил и слева, и справа, и в отдельном законе, и в пакете з другими изменениями. Вроде простая идея — нельзя инвестиции облагать налогом, но за нее мы до сих пор боремся.
Также очень хочется, чтобы в следующем году мы смогли сделать больше в сфере администрирования налогов.
Фото: EBA
Павел Петренко, министр юстицииВызов на следующие несколько лет — завершить реформу судебной реформы. В следующем году будет полностью сформирован Верховный суд. Уже создан Антикоррупционный суд, и я ожидаю его эффективной работы.
Задача на следующий год — имплементировать недавно принятый кодекс о банкротстве, установить цивилизованные правила восстановления платежеспособности.
Бизнес сможет применять правовые механизмы решения финансовых проблем, а не неправовые, как это было раньше.
Ключевой вызов следующего года — это защита права собственности. В Украине до сих пор есть случаи захвата чужой собственности. В законодательстве прописаны жесткие санкции для регистраторов, которые принимают участие в рейдерских переоформлениях собственности. Но они не применяются правоохранителями. Регистраторы сейчас могут "договориться" с правоохранителями. Этому мы разработали комплексный закон "Рейдерство стоп". Рассчитываем, что его удастся принять до конца этого года.
Фото: EBA
Иванна Климпуш-Цинцадзе, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграцииКоличество компаний, которые экспортируют в ЕС свою продукцию, с 2013 года выросло с 10 до 13,5 тысяч. Украина увеличивает количество товаров с добавленной стоимостью, которые экспортируются в Европу, наращивает присутствие в разных отраслях.
К примеру, по поставкам сельскохозяйственной продукции в ЕС Украина занимала четвертую позицию на конец прошлого года.
Но мы пока не сделали необходимых изменений в наших таможенных процедурах. Не внедрили единой с Евросоюзом процедуры для транзита товаров.
Наша серьезная проблема — это блок законопроектов в транспортной отрасли. Законопроекты уже два-три года находятся в парламенте, но их рассмотрение постоянно переносится. Речь об изменениях в общественном транспорте, в перевозке небезопасных грузов, водном транспорте. Евроинтеграция убрала бы старые схемы в этих сферах.