Погода:
Киев сегодня
Киев
Донецк
Одесса
Львов
Харьков
Санкт-Петербург
Москва
Сегодня Завтра
НБУ
НБУ Межбанк Наличные
EUR
26.18
USD
23.49
RUB
0.37
EUR
39.04
USD
36.57
RUB
0.34
EUR
29.22
USD
26.07
RUB
0.46
Россия не может помешать реализации «Набукко»
Набукко
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
0/5 (0 голосов)
Главный бой сегодняшней России ведется не против НАТО, американской ПРО или памятников Степану Бандере, а против права Европы получать «нерусский» газ.

Подписанное 13 июля соглашение о проекте газопровода «Набукко» - это не только не конец острой борьбы за энергетическую карту будущей Евразии. Это даже не самый важный ее момент. И тем не менее, это – момент знаковый.

Газопроводу, который может похоронить проект российского «Южного потока», а в конечном итоге – и мечту об «энергетической империи», угрожает очень многое. От нехватки средств в ЕС до лоббистов «Газпрома» там же и от теоретически возможной «исламской революции» в Турции до

куда более возможных новых потрясений в Иране или новой российско-грузинской войны.

Но то, что многострадальный проект дошел до стадии «оформления документов», в очередной раз показывает: Европа не столь расслаблена, как принято думать в Евразии, и не столь наивна, чтобы не видеть угроз ХХІ века.

Нерусская история

Идея газопровода «Набукко» впервые широко прозвучала еще в 2002 году. Тогда ее едва ли не единственным сторонником были США, которые готовились к нападению на Ирак – и, по мнению многих критиков администрации Буша-младшего в самой Америке, загодя озаботились путями поставок иракских энергоносителей на Запад.

В СНГ большее распространение получила вторая точка зрения: вредные американцы хотят ослабить «встающую с колен» Россию. Ведь новый газопровод должен был пройти мимо ее территории.

А между тем, в РФ к тому времени уже реализовывалась (как стало ясно позже) стратегия «газового крючка», на который надлежало «подвесить» Европу.

Краеугольным камнем этой стратегии был (и остается) контроль России, в лице «Газпрома», над путями доставки «голубого топлива» в страны ЕС.

Именно с этой целью Москва продвигала идею создания совместного с Украиной «газотранспортного консорциума» по управлению украинской газотранспортной системой.

А после «оранжевой революции», одной рукой вводя в транзитные схемы сомнительных посредников вроде легендарного «РосУкрЭнерго», второй закручивала газовые вентили, демонстрируя «недееспособность» украинской ГТС.

Параллельно россияне изобрели и стали активно продвигать идею «Северного потока» по дну Балтики и «Южного потока» - по дну Черного моря.

Новые газопроводы должны были не только обойти «ненадежную» Украину, но и усилить влияние «Газпрома» на транзитные маршруты прокачки газа (в обоих проектах доля российского монополиста предполагалась не менее 50 %).

Одновременно Россия замкнула на себя поставки в Европу среднеазиатского газа. Сегодня он закупается «Газпромом» и продается на Запад уже как российский. Это дает Москве сильнейший рычаг влияния на европейский (и украинский) газовый рынок.

Но это же, как будет видно ниже, является и определенной слабостью Москвы.

Вавилонский царь против российской «империи»

Реанимации «Набукко» послужили именно российско-украинские «газовые войны», включая достопамятный конфликт в январе текущего года, когда некоторые страны Европы буквально замерзали после отключения газа российской стороной из-за его «хищений» Украиной.

(Как очень быстро стало известно, все объемы «похищенного» направлялись только на поддержание работы ГТС. Но правда и в том, что юридически украинская сторона все-таки не имела права и на это).

Через несколько месяцев после того, как «военные действия» прекратились, Евросоюз предпринял ряд шагов, направленных на снижение зависимости от импорта российского газа.

В частности, на саммите по энергобезопасности в Софии в конце мая представители ЕС объявили о том, что приоритетом Европы отныне является проект «Набукко» - хотя в Брюсселе и «не будут возражать» против российских усилий по продвижению «Южного потока», если Москва найдет на эту тему общий язык с европейскими столицами по отдельности.

В Украине не очень широко известно, что само название «Набукко» происходит от названия легендарной оперы Верди (Набукко – имя, под которым в этой опере фигурирует вавилонский царь Навуходоносор).

Опера, главным сюжетом которой является борьба древних иудеев с вавилонскими оккупантами, занимает особое место как в творчестве знаменитого итальянского композитора, так и в истории оперного искусства, для которого она стала буквально шагом в будущее.

То есть с символикой авторы проекта попали в точку, даже если изначально они просто имели в виду, что газопровод пройдет невдалеке от древнего Вавилонского царства.

Как предполагается, «Набукко» станет продолжением уже существующего газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Первый газ по нему надеются прокачать в 2014 году. Объемы прокачки после выхода «трубы» на полную мощность составят 31 млрд. куб. м. в год, а стоимость строительства пока прогнозируется на уровне 7,9 млрд. евро.

Эти показатели практически идентичны проектным показателям «Южного потока», а стоимость работ выглядит даже ниже.

Ведь «Южный поток» придется прокладывать по морскому дну, и даже осторожные прогнозы основаны на том, что одна только подводная часть «потянет» не менее чем на 10 млрд. долл.

«Набукко» же, при общей длине 3,3 тыс. км, на две трети пройдет по суше – через территорию Турции.

Турецкий цугцванг

Именно Турция стала главной проблемой сторонников проекта. По российскому примеру, в Анкаре попытались превратить транзит в источник лишнего дохода (впрочем, когда-то по подобной схеме работала и Украина).

Конкретно, турецкая сторона настаивала на праве закупки 15% прокачиваемого газа по льготной цене – с тем, чтобы потом продавать этот газ в Европу, уже, разумеется, по рыночным ценам.

Однако упорное сопротивление ЕС (и, не исключено, влияние США) заставили турок отступить. На прошлой неделе Анкара официально отказалась от своего требования: там решили удовольствоваться ролью стратегического транзитера и 450-ю миллионами евро, которые Турция надеется ежегодно получать как плату за транзит.

Таким образом, в понедельник в Анкаре соглашение по проекту «Набукко» подписали премьер-министры всех стран-транзитеров: Турции, Болгарии, Венгрии, Румынии и Австрии.

Всего на подписании были замечены делегации 20-ти государств, включая Германию (которая тоже намерена участвовать в строительстве газопровода через компанию RWE), а также – Грузию и даже Ирак. Кроме них, на церемонии присутствовал глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.

Главный еврочинивник при этом не скрывал восторга. «Я хочу сказать тем, кто не верил в «Набукко», что теперь это – не просто возможный проект, он стал реальностью», - приводит слова Баррозу российская газета «КоммерсантЪ».

В свою очередь, президент Грузии Михаил Саакшвили не упустил шанса, посетовав, что участники проекта «приняли немало деклараций», но иногда «создавалось ощущение безделья».

При этом, как сообщает грузинское агентство Civil Georgia, Саакшвили привязал прошлогоднюю войну с Россией к попытке Москвы сорвать энерготранзит через Грузию.

В частности, по его словам, россияне в ходе войны «сбросили десятки ракет» на грузинские нефте- и газопроводы.

Размер имеет значение

Ахиллесовой пятой проекта остаются источники энергоресурса. Российские аналитики наперебой утверждают, что «Набукко» не будет рентабельным без иранского газа, а этого газа не появится, поскольку Запад никогда не найдет общего языка с нынешним иранским руководством.

В западной прессе, в свою очередь, с тревогой пишут о контрмерах «Газпрома», который недавно договорился о закупках газа в Азербайджане по явно завышенной цене в 350 долл. за 1 тыс. куб. м.

В ответ на столь широкий жест Баку пообещал россиянам приоритетный доступ к разрабатываемому ныне месторождению «Шах-Дениз-2» (хотя никакой конкретики это обещание не содержало).

Между тем, именно «Шах-Дениз-2» западные масс-медиа называют ключевым источником энергоресурса для «Набукко» (см., например, материал CNN с красноречивым названием «Соглашение по газопроводу призвано поставить точку на монополии России»).

Пока сторонники проекта прибегают к паллиативным мерам. Так, один из участников «Набукко» - австрийская компания OMV – рассчитывает, что для запуска газопровода будет достаточно 15 – 16 млрд. куб. м. газа, которые можно закупить в Азербайджане, Ираке и Египте.

В ответ россияне срочно заявили о намерении повысить проектную пропускную способность «Южного потока» аж в два раза – с 30 до более чем 60 млрд. куб. м. в год.

Скромно умолчав, правда, о том, сколько все это будет стоить.

Между тем, на стороне европейских потребителей может сыграть тот факт, что российский «Газпром» имеет серьезные проблемы далеко не с одной только Украиной или «молодыми» членами ЕС. Но и со своими среднеазиатскими партнерами.

Заклятые партнеры

Еще в апреле РФ в одностороннем порядке прекратила отбор газа из Туркмении, ранее ради сохранения монополии законтрактованного также по завышенным ценам.

Обида Ашхабада была велика: 10 июля туркменский президент Гурбангуллы Бердымухаммедов заявил на заседании правительства, что «Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах – таких, к примеру, как проект «Набукко».

Эксперты не исключают, что в данном случае может иметь место банальный шантаж «Газпрома». Ведь на пути подключения Туркменистана к «Набукко» - пусть даже только на уровне продажи газа на туркменской границе – имеется целая гора технических, правовых и чисто финансовых препятствий.

Однако это не отменяет того факта, что «Газпром», регулярно обвиняя другие страны в несоблюдении энергетических договоренностей, сам банальнейшим образом «кинул» стратегического партнера. Что наверняка заставило задуматься тех, кого «кинуть» еще не успели.

Еще одним не самым приятным для Москвы моментом стало заявление лидера победившей на недавних выборах в Болгарии оппозиции: Бойко Борисов, который наверняка станет новым болгарским премьером, высказался за возможный пересмотр энергетического сотрудничества с Россией.

Достигнутые предыдущим болгарским правительством договоренности были для Болгарии достаточно удобны: в обмен на участие в «Южном потоке» Болгария получала содействие в строительстве новой АЭС и ТЭС, а также, по некоторым данным, льготные цены на часть поставляемого газа.

Сегодня российские эксперты полагают, что будущий кабинет Борисова просто пытается то ли выторговать себе еще более выгодные условия, то ли банально войти в схемы «откатов» и «интересов», неминуемо возникающие в проектах такого масштаба.

Однако у всех еще свежи воспоминания о том, как

Хорватия пару месяцев назад решила вместо строительства на своей территории выхода «Южного потока» построить в том же месте побережья… завод по приему сжиженного газа из Катара.

К тому же «Южный поток», соглашения о строительстве которого уже подписаны с необходимыми балканскими странами, требует такого же согласования с Австрией.

А между тем, как уже говорилось, Австрия уже согласилась на «Набукко» - что неудивительно, учитывая, что конечной точкой «антироссийского» газопровода станет австрийский Баумгартен.

Урок для Киева

Ситуация с «Набукко», на первый взгляд, не несет Украине прямой выгоды. Ведь этот газопровод пройдет в обход нашей территории.

Тем не менее, непрямая выгода будет очевидна в случае, если «Набукко» сделает ненужным «Южный поток». Ведь тогда украинская ГТС останется в глазах «Газпрома» ресурсом, с которым надо считаться.

Собственно, таковым ресурсом она останется в любом случае: оба гипотетических газопровода, «Северный» и «Южный», не способны вместе прокачать столько, как украинская «труба» - а ведь потребности Европы в газе минимум до середины века будут только расти.

Но все же тот факт, что трубы в обход Украины не будут находиться в одних руках, позитивен.

Между тем, романтики мечтают даже и о том, чтобы через «Набукко» наконец-то реализовать извечную украинскую мечту о диверсификации поставок газа. Теоретически для этого можно построить ответвление от «Набукко» из Румынии в Украину.

Правда, непонятно, какой объем топлива можно будет получать по этому «отростку», если вся проектная мощность «Набукко» составляет лишь около 40 % от нынешних потребностей Украины в импортном газе. Зато понятно, что Кремль приложит все усилия для срыва таких планов.

С другой стороны, эти и даже более амбициозные планы все-таки могут рано или поздно реализоваться, если Украина займет в грядущих газовых «раскладах» на континенте подобающее ей место.

У страны, являющейся главным транзитером газа из России в Европу, плюс обладающей не худшими в мире технологиями трубопроводного строительства и трубопроизводящей промышленности, сегодня есть все для успеха на этом поприще – кроме пресловутой политической воли.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • Текущий рейтинг
Комментарии (0)
Войти через: