По их мнению, фрагмент головы одного из людей, изображенных на росписи, выписан по образцу строения человеческого мозга.
Гениальный художник и скульптор в юные годы изучал анатомию. Будучи студентом, он уговорил священника позволить ему исследовать человеческие тела, хранившиеся в морге церковной больницы. Впоследствии он уничтожил почти все наброски и записи, которые выполнил в ходе изучения анатомии.
Но все же, полагают специалисты нашего времени, мастер выполнил иллюстрации анатомического характера, когда трудился в 1508-1512 годах над одним из известнейших произведений - росписью потолка Сикстинской капеллы. Внимание экспертов обратил на себя западный сектор.
Микеланджело в точности изобразил ствол головного мозга и спинной мозг, утверждают Айэн Сук и Рафель Тамарго, ученые из Медицинской школы Университета Джона Хопкинса (Балтимор). На этой панели изображен Бог, отделяющий свет от тьмы. Эксперты заметили, что горло и грудь Бога, написанного Микеланджело, анатомически неправильны, но эти "ошибки" отсутствуют у всех других изображений. Кроме того, в то время как свет на каждую из картин падает снизу слева, шея Бога залита светом, идущим прямо со стороны зрителя. Поэтому они заключили, что кажущаяся небрежность наполнена особым смыслом.
В выпуклостях шеи угадываются ножка мозга, височная доля, полушарие мозжечка, мозжечковый флоккулус, передняя срединная борозда и другие части головного мозга. Наложение шеи Бога с картины Микеланджело на фотографию человеческого мозга показало точное совпадение. При этом уходящий вдоль туловища странный жгут, в который свилась ткань одежды этого персонажа, напоминает спинной мозг.
В своей статье, опубликованной в журнале Neurosurgery, ученые заявили, что Микеланджело тем самым зашифровал некое послание для потомков. Они не стали предполагать, каким было его содержание, но за медиков это сделал доктор Р.Дуглас Филдс из Университета Мэриленда. Он выдвинул несколько версий.
Возможно, поместив послание именно в эпизод отделения света от тьмы, Микеланджело хотел намекнуть на конфликт между наукой и верой, предположил доктор Филдс. "Не секрет, что отношения Микеланджело с Католической церковью стали натянутыми. Художник был простым человеком, но он взрастил в себе отвращение к роскоши и разложению в церкви. Возможно, значение росписей Сикстинской капеллы - не сотворение Богом Адама, но ум, способность к наблюдению и орган человеческого тела, который обеспечивает эти функции человека и его связь с Богом без обязательного присутствия церкви", - заявил также он.
Впрочем, газета не исключает, что картина стала своего рода "тестом Роршаха", то есть образом, который больше говорит о человеке, который его толкует, нежели чем о самой картине. Поэтому специалисты по анатомии и увидели в ней анатомическое содержание.