Почти все десятилетие своей писательской славы Григорий Чхартишвили "прожил", погрузившись в прошлое России, - в своем кабинете в окружении антиквариата, утверждает The Wall Street Journal. "Но в последние недели писатель, широко известный под псевдонимом Борис Акунин, оказался в гуще шумной борьбы за будущее страны и ее правителя Путина", - пишут журналисты Александер Коляндр и Ричард Будро.
Тот факт, что Чхартишвили и другие звезды литературы и культуры возглавили антикремлевские протесты, знаменует возвращение интеллектуалов на российскую политическую арену - самое яркое со времен заката СССР. "Они помогли привлечь большие толпы людей и объединить недружную оппозицию вокруг общей цели - проведения честных выборов", - говорится в статье.
Активная роль интеллектуалов - преимущество движения, но также признак его ограниченных возможностей. "Интеллектуалы занимают видное место, так как у оппозиционных партий нет опытного и внушающего доверие лидера, который мог бы тягаться с Путиным. И все же никто из числа intelligentsia не выдвинулся в качестве политического соперника Путина", - поясняют авторы.
"Я не публичный оратор, я не политик. Я писатель", - заметил Чхартишвили в интервью в январе. И все же он работает в оргкомитете, который готовит очередную акцию - шествие 4 февраля. Среди лидеров движения еще несколько известных писателей, в том числе прозаик и сатирик Дмитрий Быков и рок-звезда Юрий Шевчук. В этом же ряду газета называет имена Навального и Парфенова.
Движение пока сопротивляется контратаке Кремля и внутренним трениям. Политикам не нравится, что на митингах некоторые их освистывают, в то время как писателей и тележурналистов единодушно приветствуют. Но Навальный подчеркнул: нравственная позиция Чхартишвили и тот факт, что у него нет политических амбиций, - это преимущество.
Сам Чхартишвили говорит, что на заседаниях оргкомитета "тихо сидит рядом с Быковым, олицетворяя важность литературы в российском обществе".
Между тем на декабрьских митингах Чхартишвили стал любимцем публики благодаря своему спокойному тону и сдержанно-пророческим речам, считает издание. Затем он постарался устранить внутренние трения между либералами-западниками и Навальным. "Я не люблю националистов в любой стране, особенно в многонациональной, где их идеи опасны", - сказал Чхартишвили в интервью газете. "Но я не вижу ничего дурного в том, чтобы их партия была представлена в парламенте" при условии, что националисты уважают закон.
В январе Чхартишвили вместе с другими интеллектуалами и знаменитостями создал Лигу избирателей, цель которой - борьба с коррупцией и подтасовками на выборах. Это важная веха, полагает аналитик Маша Липман. "Если гражданская позиция и сплоченность будут укрепляться, в конечном итоге это посодействует политическим переменам", - отмечает она.
Чхартишвили ожидает, что в марте Путин будет избран не без помощи подтасовок, столкнется с новой волной протестов и в итоге будет вынужден уйти в отставку. "Я целиком за неспешный сценарий. Если Путина завтра похитят инопланетяне и к власти придет оппозиция, я испугаюсь за судьбу России. Гражданское общество пока не почувствовало свою силу", - поясняет писатель.