Эксперты при проведении реставрационных работ в капелле Паулина в Ватикане обнаружили на фреске «Распятие святого Петра» автопортрет Микеланджело.
По словам Маурицио де Люки, заведующего реставрационными работами в Ватикане, находка является единственным «внятным» автопортретом Микеланджело.
Реставрация в часовне началась в 2004 году. По мере продвижения работ эксперты заинтересовались, кто же изображен в верхнем левом углу фрески.
После того, как они сравнили эту фигуру с портретами Микеланджело, выполненными другими художниками, они сделали вывод, что Микеланджело нарисовал самого себя. Более того, мастер нарисовал себя так, как он выглядел в повседневной жизни.
«Это поздняя работа, она была сделана в конце периода, когда он занимался живописью, после чего перешел к скульптуре и архитектуре», — сказал де Люка.
Фреска была создана в период с 1545 по 1550 годы.
На фреске он входит в группу из трех всадников. На Микеланджело тюрбан лазоревого цвета. По мнению де Люки, это только подтверждает его версию, поскольку в те времена все скульпторы носили подобные головные уборы, чтобы защититься от пыли.
Ранее выдвигались предположения, что Микеланджело изобразил себя в правом нижнем углу фрески в виде человека со скрещенными руками. Однако де Люка отметил, что отныне это предположение отвергнуто.
Еще один автопортрет мастера можно увидеть на фреске «Страшный суд» в Сикстинской капелле. Она создана в период с 1534 по 1541 годы. Это, однако, гротескный образ: на фреске изображен святой Варфоломей, который держит в руках снятую человеческую кожу. «Лицо» снятой кожи как раз и принадлежит самому Микеланджело.