Работа опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, ее краткое содержание приводит ScienceNow.
Ученые проводили магнитно-резонансную томографию черепов древних приматов и строили трехмерную модель внутреннего уха. Ее размеры и форму сравнивали с внутренним ухом ныне живущих приматов и других млекопитающих.
В одном из отделов внутреннего уха - лабиринте, находятся механорецепторы, погруженные в жидкость и чувствительные к движению. Они работают как акселерометры и позволяют животному ориентироваться в пространстве во время движения. На основе сопоставления строения вестибулярного аппарата и образа жизни современных приматов было показано, что чем подвижнее животные, тем больше у них относительные размеры лабиринта. Поэтому, основываясь на строении внутреннего уха вымерших животных, можно делать выводы об их подвижности.
Оказалось, что один из самых первых обезьянообразных приматов Apidium phiomense был не так быстр, как ранее считали ученые. Несмотря на конечности, приспособленные к лазанью, строение внутреннего уха Apidium говорит о том, что он был относительно медлительным животным.
С другой стороны, древнейшая человекообразная обезьяна Proconsul оказалась проворней, чем думали ранее. Прежде считалось, что животное двигалось по веткам деревьев осторожно, как лемур, теперь же биологи сравнивают его с макакой. Полученные данные говорят о том, что движения его потомков - современных шимпанзе, горилл и орангутанов - стали сравнительно медленными уже после того, как предки человека выделились в отдельную эволюционную линию.
Ранее ученые определили, что примерно 15% генов гориллы ближе к их человеческим аналогам, чем к тем, которые содержатся в ДНК шимпанзе