Постановление разделяет продукцию на 2 категории. В первую входят товары, которые должны быть сертифицированы, а во вторую - те, которым достаточно получить декларацию соответствия. Пищевая и парфюмерно-косметическая продукция оказались во второй группе. Производители и продавцы заполняют эти декларации на основании собственных доказательств безопасности и качества продукции. Ранее обязанность лабораторно тестировать продукцию лежала на сертификационных центрах.
«Ростест» получил множество писем, в которых выражалось опасение, что после 15 февраля начнется волна массовых отравлений. Представители «Ростеста» и правозащитники катастрофы не прогнозируют, ссылаясь на зарубежный опыт добровольной сертификации. По мнению главы «Ростеста» Алексея Медникова, необходимо принять некоторые меры, когда невозможно будет продавать некачественный товар, как в Европе, где ответственность за это в сто раз выше, чем в России.
По статистике «Роспотребнадзора», около 50% товаров не соответствуют нормам безопасности и качества. «Ростест» предполагает, что таких товаров порядка 60-80%.
Жалобы потребителей удовлетворяются редко: пока заявление проходит все инстанции, партия испорченного товара успевает исчезнуть из магазина.
Глава «Ростеста» назвал три основных предложения, которые должны сопутствовать переходу на декларации соответствия. По его словам, необходимо установить неподъемные штрафы, чтобы продавцы включились в добровольное страхование ответственности. Сейчас за продажу некачественных товаров взимается 1-2 тыс. рублей с физических лиц, а с юридических - до 10 тыс. рублей.
Необходимо повысить ответственность производителей в десятки раз, тотально усилить контроль за рынком, а также реформировать систему аккредитации тех органов, которые выдают сертификаты, считает Алексей Медников. На основе строгих критериев нужно составить специальный реестр, отстранив псевдоиспытательные центры, и повысить ответственность сертифицирующих центров.
Сегодня в России не достаточно квалифицированных центров, способных проконтролировать вал продуктов, которые выходят на наш рынок, говорят в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП). Очень часто эта контора представляет собой пять человек с письменным столом и компьютером. Ни лаборатории, ни экспертов соответствующих нет. Эксперты - это писари, которые выдают бумажки. Фирме достаточно заявить в уставе, что она намерена выдавать сертификаты.
Алексей Медников видит два пути развития событий. Худший сценарий будет в том случае, если мы будем действовать по сценарию 90-х годов, когда был принят закон о сертификации. Поводом для введения обязательной сертификации был вал фальсифицированных и контрафактных товаров. Особой зоной риска после отмены обязательной сертификации могут стать рынки, так как с 15 февраля ни инспекторы, ни санитарные врачи уже не смогут проводить обязательные проверки рыночных торговцев. Также до внесения изменений в Административный кодекс будет опасно приобретать импортные товары, ответственность за которые будет нести только производитель.
Глава «Ростеста» надеется на второй, европейский вариант. Наряду с добровольной сертификацией товаров в странах Евросоюза очень строгие законы, наказывающие недобросовестных предпринимателей и производителей. Без такого разрешения ни одна торговая точка работать не будет, а если произойдет сбой, последуют разорительные штрафы. Если в магазине находят просроченный товар, то этот магазин будет закрыт, а его владелец получит запрет на профессию.
Ранее председатель ОЗПП Михаил Аншаков сообщал, что российские покупатели жалуются на низкое качество продуктов. По его словам, потребители находят в продуктах иногда посторонние предметы, очень много выявляют просроченных продуктов, травятся ими.
Просроченные продукты стали «классикой» продуктовых магазинов, говорит председатель ОЗПП. Системы утилизации такой продукции в России не существует в принципе. По указанию начальства продавцы в конце рабочей смены с помощью специального устройства переклеивают этикетки со сроком годности.