
Больше нет смысла обсуждать технологию производства «Анатомии» как жанра. Монтаж, передергивание фактов, компрометирующее видео, угрожающий закадровый текст – секрет таких фильмов нехитр. Телевизионщики уже сами себя разоблачают.
Ведущий НТВ Алексей Пивоваров, причастный к интернет-проекту «Срок», фиксирующему мысли и эмоции лидеров оппозиции, обиделся на Аркадия Мамонтова. Автор «Провокаторов-3» воспользовался материалами «Срока» и, по мнению Пивоварова, «грубо нарушил» профессиональные и этические нормы. А также «превысил допустимые объемы цитирования» и «вольно перемонтировал» ролики, изменив их смысл. При этом на коллег из «Анатомии» Пивоваров, видимо, зла не держит: все-таки одному Газпрому служат. Хотя и там не все было чисто. Ольга Романова, например, посмеялась, что из всей ее поездки в тюрьму к мужу НТВ оставил лишь те кадры, где она сидит, завернувшись в простыню, в бане и пьет коньяк. Это все в рамках подготовки заговора, конечно. Эти кадры и стали поводом для вызова Романовой на допрос.
С каждым разом связь телевизионщиков, разоблачающих оппозицию, и следственных органов все теснее. В советское время был известный лозунг «Утром – в газете, вечером – в куплете». Теперь все серьезнее. Вместо газет – ТВ, а сатирические стишки заменило собой вполне реальное уголовное преследование. Уголовщина, не уголовщина, но противно, что находятся журналисты и каналы, полагающие, что их задача – выступать заодно с карательными органами.
– Многосерийными «Анатомией» и «Провокаторами» государственное телевидение поставило окончательную жирную точку в своей репутации, – убежден писатель Виктор Шендерович. – Федеральные каналы – это Гостелерадио и газета «Правда» советских времен, чьи материалы с командой «Ату!» означали прямое указание для органов. Современное российское ТВ – часть государственного репрессивного аппарата. Мы видим «журналистские расследования», которые не имеют отношения ни к расследованию, ни к журналистике. Это уже не просто желтая, грязная пресса, а уголовщина.