У любого значимого праздника в нашей стране есть своя изюминка. На майские население Украины делится на две категории: горожане выезжают за город на шашлыки, сельские жители и дачники отправляются на огороды сажать картошку. В День независимости та же картина: одни опять жарят мясо, другие выкапывают посаженную весной «бульбу». А Новый год отличается от всех остальных праздников тем, что и селяне, и жители города встречают его одинаково: обильным застольем и традиционной попойкой. Конечно, есть оригиналы, которых Новый год застает в какой-нибудь глубокой пещере или же на высокой горе. Но это единичные случаи, и «клиническую» картину в прямом и в переносном смысле они в принципе не меняют.
Итак, первая волна праздников схлынула, и наступило время изучить, не изменили ли украинцы в этом году былым традициям. Примечательно, что наши граждане славили Бахуса (римский бог виноделия. – Ред.) не всегда. В старые времена к празднованию Нового года подходили более разносторонне. О том, как это было, нам помогла разобраться этнограф Галина Олийник.
Буквально с порога она нас огорошила тем, что, оказывается, Новый год в Украине можно праздновать четыре раза. Не всякая страна может таким похвастаться! Так что не нужно отчаиваться: в этом году мы еще можем отпраздновать три Новых года! И это если не считать китайского…
«До XIII столетия Новый год в Украине наступал на Явдоху – 14 марта (первое марта по старому стилю. – Авт.). Еще говорили: «Явдоха хвостом махне – сніг повіє». Всегда считалось, что когда приходит Новый год, мертвая природа начинает оживать, растения расцветают. Вот и выходит, что раньше мы жили в ногу с восточными странами, где новый год наступает с приходом весны».
По словам Олийник, это празднование сопровождалось определенными традициями. И всем известные щедровки пришли к нам именно из этого периода. Подтверждение тому – песнопения, дожившие до сегодняшних дней: «Щедрик, щедрик, щедрівочка, Прилетіла ластівочка…»
«Мы ведь понимаем, что ласточки не прилетают к нам 14 января, но, тем не менее, распеваем, не задумываясь, эти слова зимой, – рассказывает Галина. – С тех пор, когда Новый год в Украине праздновался весной, к нам тоже пришло определенное народное творчество. Преимущественно это веснянки – главный атрибут новогодних праздников в прошлом».
С XV века, по историческим сведениям, Новый год начинается с первого сентября по старому стилю, или с 14 сентября по новому. Как раз в день преподобного Семена Столпника. Однако церковникам пришлось приложить немало усилий, чтобы приучить к новому порядку простолюдинов, привыкших встречать Новый год весной.
«На Семена, – гласит поговорка, – сеять рожь, а детей в школу посылать». Тем, кто чрезмерно увлекался празднованием, говорили: «Любил на Семена мед-пиво пить – не ленись и работать!».
В этот день из-за холодов заканчивались уличные гуляния, а девичьи и мальчишеские общины снимали для проведения вечерниц хаты. Кроме того, на Семена припадает дата отмены запрета ремесленникам с Подола (Киев) зажигать свечи. Этот запрет объяснялся тем, что из-за них якобы возникали пожары.
«Чтобы отметить этот день, в народе решили праздновать так называемую свадьбу свечи. Об этом подробно рассказано в книге Кочерги «Свіччине весілля», – говорит Олийник. – Также проводились масштабные ярмарки и забавы».
В тот же день, по народным поверьям, проводилась церемония внесения в хату снопа, который ставили в угол напротив печи как знак благополучия.
Но с 1700 года по указу Петра Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, первого января (по юлианскому календарю). Однако в Украине вплоть до советских времен с куда большим размахом праздновали Рождество. А Новый год мало чем отличался от будних дней.
По старому григорианскому календарю Новый год выпадал на 14 января, Васильев день. На эту дату выпадал праздник земледелия. Отсюда и традиция – посевать. Рассыпанная по дому пшеница должна была стать залогом хорошего урожая в следующем году. Еще одна традиция этого дня лежит у истоков известной поговорки: «Как новый год встретишь, так его и проведешь»
«Ночью в печи варили кашу. Если она получалась наваристой, и горшок был полон – год ожидали счастливый, если каша пригорала или горшок трескался – ничего хорошего это не предвещало».
Но самым значимым праздником для православных предков всегда оставалось Рождество.
Накануне, в Сочельник, в последний день поста, верующим не разрешалось ни пить, ни есть до появления на небе первой звезды, которая символизирует рождение Христа. Тогда и начинается праздничный ужин. До сих пор сохранилась традиция ставить на стол 12 постных блюд – по количеству апостолов. Причем в отдельных регионах Украины существует определенный порядок готовки и подачи на стол кушаний. Да и сами блюда не вполне обычны. Например, на Гуцульщине среди прочего подают вареные пироги, картошку с толченым чесноком, горох с подсолнечным маслом и чесноком, ячменную кашу с подсолнечным маслом, сливки с фасолью, капустный рассол с крупами, пшеничную кашу и вареную кукурузу.
После ужина кутью не убирают, а оставляют в качестве угощения для духов умерших предков.
Современным хозяйкам Галина советует не путать ужин на Сочельник, и семейный ужин на Рождество Христово.
«Седьмого числа готовят совсем другие блюда, на стол идут всевозможные мясные разносолы: домашняя колбаса, жареный поросенок, фаршированный гусь или утка, блины, заливная рыба».
А вечером начинались колядки. Дети с торбами за плечами ходили по хатам, распевали песни, за что и получали гостинцы.
«На Западной Украине больше развита традиция коллективных колядок: в одну большую компанию собираются и взрослые и дети, готовят настоящее театрализованное представление, – рассказывает этнограф. – У каждого участника своя роль: руководитель – Береза, латковой – собирает сало и колбасы, хлебоноша, казначей, звездарь, звонари, танцоры, скрипачи. С колядками ходили несколько дней, чтобы не обделить вниманием ни один двор в поселении».
Завершает череду рождественско-новогодних праздников Крещение, 19 января.
Накануне отмечается Крещенский сочельник, как и перед Рождеством, на стол подаются только постные блюда, также готовится кутья. Утром – все идут за святой водой и купаются в проруби.
«Считается, что, искупавшись в ледяной воде, человек смывает с себя все грехи и болезни. А святая, намоленная вода, может стоять несколько лет, оставаясь свежей. Люди верят в ее чудодейственную силу: окропляют водой дом, дают пить больным для скорейшего выздоровления.
Парадокс, но этот святой день считали одним из лучших для гаданий. Девушки выбегали на улицу и спрашивали имя первого встречного – так, верили они, будет зваться и их суженый. Или же бросали перед собой башмак: в какую сторону указывал носок – оттуда и следовало ждать жениха.
Как видим, многие традиции уже давно отошли в прошлое, и увидеть некоторые из них можно только в далеких сельских глубинках или же в искусственных условиях – народных этноцентрах и музеях. Впрочем, вооружившись опытом наших предков и советами Галины Олийник, даже в городе вполне можно устроить себе праздники в лучших народных традициях. Фото предоставлены Национальным центром народной культуры Музей Ивана Гончара