На прошлой неделе в прессе появились документы, подтверждающие «черную бухгалтерию» Партии регионов.
Началось все с того, что в еженедельнике «Зеркало недели. Украина» было опубликовано интервью экс-заместителя главы Службы безопасности Украины Виктора Трепака, в котором он заявил, что передал в НАБУ документы, подтверждающие незаконные выплаты Партией регионов наличных средств ряду бывших и нынешних высокопоставленных чиновников. По его словам, речь идет о так называемой черной бухгалтерии Партии регионов с общими выплатами на сумму около $2 млрд.
На следующий день народный депутат Украины и журналист Сергей Лещенко и главный редактор интернет-издания «Украинская правда» Севгиль Мусаева-Боровик обнародовали некие архивы, которые они назвали документами о теневых расходах Партии регионов за 2012 год.
Ну а в самом НАБУ подтвердили, что в опубликованных документах есть очень много интересного. Более того, нынешний Генпрокурор Луценко заявил, что исходя из информации, имеющейся в данных документах, не исключено, что Партия регионов занималась финансированием других политических сил, в том числе ныне представленных в Верховной Раде Украины.
То, что подобные сенсационные документы не попадают в прессу просто так, понимают даже дети. А потому возникает несколько вопросов: кому был нужен этот вброс? Что может последовать за обнародованием этой информации и, наконец, какова возможная конечная цель очередного разоблачения: отвлечь наше с вами внимание от несостоявшегося офшорного скандала, переключить внимание с проколов нынешнего руководства страны на огрехи «папередников» или же убрать с политической арены одну из политсил, сыграв на ее причастности к финансовым потокам регионалов?
Об этом и многом другом «фрАза» спросила у людей, которые умеют просчитывать поступки политиков на несколько ходов вперед.
Виктор Небоженко, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:
Я думаю, что тут мы видим общий интерес как Вашингтона, так и Кремля. Это не борьба внутри, это что-то другое. По сути, это ведь амбарная книга только одной группы, а противоположная группа, которая тоже платила, так и не засветилась. Поэтому сейчас мне лично не совсем понятно, почему одну амбарную книгу нашли, а другую нет, ведь, по сути, вторая амбарная книга должна была бы быть где-то рядом.
Если говорить о том, кому это нужно, то я думаю, что в этом заинтересован и Вашингтон, который сейчас будет пытаться провернуть операцию «чистые руки» и, так сказать, очистить украинский бомонд, чтобы привлечь туда молодежь. Ведь в антикоррупционное движение пришла элита, и потом они вполне могут стать серьезными политиками.
Что касается Москвы, то она, безусловно, заинтересована в том, чтобы показать, что Украина — это ненастоящая страна, а страна, в которой политикам платят деньги.
Что касается заявления Луценко, что в этом списке фигурирует одна из ныне действующих партий, то, конечно, это может быть направлено против какой-то конкретной партии. Кстати, у нас ведь все это уже было. Когда исчез Георгий Гонгадзе, абсолютно все политические силы пытались использовать эту ситуацию в своих интересах. Я не удивлюсь, если и эту ситуацию политики будут использовать в своих интересах. Понятно, что НАБУ сейчас принадлежит Администрации президента, и у них больше возможностей для того, чтобы надругаться над своими политическими противниками. Но я не думаю, что это они выбросили эти документы. Если бы это сделали Луценко, Порошенко и Грицак, то они должны были бы понимать, что выпускают джинна из бутылки, так как у их противников есть точно такие же данные и на них. Если это правда, это будет засвечено не сейчас, а когда Порошенко уйдет от власти, но это обязательно всплывет. Луценко, конечно, никто денег не платил, пока он сидел в тюрьме, но всем остальным нужно 20 раз подумать, стоит ли им выбрасывать компромат на всех. Но мы можем не сомневаться в том, что будут созданы комиссии со стороны оппозиции. И разбирательства будут, и суды будут, но я глубоко сомневаюсь, что все это может закончиться для Украины чем-то грандиозным.
У нас нет независимой судебной системы, у нас нет Генерального прокурора, у нас нет следователей, а раз всего этого нет, то все это останется артефактом политической жизни Украины. Пока на сегодняшний день так, если, конечно, какая-то властвующая политическая сила, например, сила Порошенко или Генпрокурора Луценко, не попытается вскрыть материалы исключительно на одну конкурирующую политическую силу. Это вполне возможно, но кто конкретно это будет, сейчас сказать крайне сложно. Однако все это очень рискованно для самих создателей этих схем, но то, что нас будут постоянно запутывать этой амбарной книгой, вне всякого сомнения.
Юрий Якименко, политэксперт, заместитель генерального директора Центра Разумкова:
Стоит обратить внимание на то, что эти материалы появились из разных источников: это было и СБУ, и журналист Сергей Лещенко. Очевидно, мы можем говорить о том, что опубликована еще не вся информация и где-то есть продолжение Т. е. мы говорим, что есть частичные ее составляющие, которые находятся в разных руках.
Очень важным является вопрос, насколько эта информация аутентична и каков ее статус. Та часть, которая в данный момент находится в НАБУ, — это уже предмет их расследования, они уже правовым путем должны будут исследовать достоверность данной информации. Что касается информации, которая была опубликована журналистом, то тут еще будут вопросы. И уже в зависимости от статуса этих материалов, можно будет делать и все остальные выводы. Если в правовом процедурном порядке будет установлена аутентичность данной информации, то тогда уже можно будет делать вывод в отношении людей, чьи фамилии там фигурируют. Что касается материалов, которые опубликованы в СМИ как расследование журналистов, то они пока скорее являются материалом, который влияет на политическую составляющую, на общественное мнение в отношении тех или иных политических сил и т. д.
Если говорить о том, против кого это может быть направлено, то тут есть разные мнения, так как, во-первых, там фигурируют не только представители Партии регионов, но и представители других политических сил, а также лица, которые сейчас работают в органах власти, в частности в ЦИК.
Возникает вопрос, что, очевидно, это только часть «черной бухгалтерии», которая, возможно, имела место, но связана с другими группами внутри Партии регионов. Тут есть и элемент того, что какая-то часть информации предана огласке, а другая ее часть — почему-то нет. Почему такая избирательность и с чем она связана — это тоже вопрос. Но если говорить в целом, то присутствие в этих материалах политиков как Партии регионов, так и других, с точки зрения публикации, пока имеет следствием то, что есть старый политический административный класс и где-то формируется образ старой политической коррупции, которая существовала и в отношении Партии регионов, и в отношении других политических сил.
На этом фоне, естественно, политические силы, которые позиционируют себя как новые антикоррупционные, или же отдельные политики, которые этим занимаются, очевидно, будут выглядеть лучше и получат для себя какие-то дополнительные политические дивиденды. Пока иного применения этим материалам, кроме публично-политического, имиджевого, я не вижу, однако это не означает, что этот процесс не может получить юридическое продолжение через расследование, которое ведет НАБ.
Сергей Быков, политический эксперт:
После выброса в прессу «черной бухгалтерии» регионалов не будет ровным счетом ничего. Даже если Минюст и адвокаты все вместе возьмутся за эту «черную бухгалтерию», она не сможет быть ни прямым, ни косвенным доказательством ни в одном уголовном производстве. Это будет использоваться исключительно в политических целях, но никаких юридических последствий для кого бы то ни было из фигурантов этого открытого списка не будет.
Что касается заявления Юрия Луценко о том, что Генпрокуратура якобы нашла в этих документах упоминание о какой-то политической силе, то слушать Луценко относительно любых правовых норм — это все равно, что спрашивать у ребенка, поступившего в первый класс гимназии, о геометрической прогрессии. Он даже приблизительно не будет ориентироваться в том, что от него хотят. Да, он умеет считать, он знает что 2 + 2 = 4, но какие-то более сложные задачи он точно не может решать.
С Юрием Луценко ситуация точно такая же. Он не имеет абсолютно никакого отношения к системе Генеральной прокуратуры и к процессуальному управлению. Поэтому ждать от него каких-то толковых комментариев и на него ссылаться как на первоисточник я бы не стал.
Неделю поговорят и забудут. Из этого раздули слишком большую сенсацию, но эта сенсация не стоит того внимания, которое ей уделяется. Ну есть эта перепись украинских профессионалов, ну пусть она будет. Поговорят и забудут. Об офшорном скандале уже поговорили и забыли, а это вопрос внутренний, который не касается других стран, иностранных профессионалов.