
В окончательной версии обнародованного в пятницу Варшавой альтернативного расследования МАК говорится о непрофессионализме польских летчиков и допущенных ими ошибках. В то же время упоминается в документе и ответственность российской стороны.
Польша обнародовала свои собственные окончательные выводы об авиакатастрофе под Смоленском, в результате которой погиб президент страны Лех Качиньский и более 90 членов высокопоставленной польской делегации.
«Подготовка командира воздушного судна, второго пилота и штурмана проводилась в спешке»
В докладе, подготовленном еще зимой этого года, указывается, что авиакатастрофа произошла из-за снижения самолета ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости и опоздавшего начала процедуры ухода на второй круг.
Причинами произошедшего, отмечается в докладе, стало отсутствие контроля высоты с помощью барометрического высотомера и реакции экипажа на предупреждение типа «PULL UP», а так же предпринятая ими попытка уйти на второй круг на автопилоте.
В то же время в документе упоминается и ответственность диспетчеров смоленского аэропорта, которые передавали экипажу информацию о правильном положении самолета по отношению к торцу ВПП, курсу и глиссаде, что, по мнению польской стороны, «могло укреплять экипаж в мнении о корректном выполнении захода на посадку», а так же не информирование экипажа о снижении ниже глиссады и опоздавшая команда по переводу самолета в горизонтальный полет.
Помимо этого, крушению способствовало психологическая нагрузка на командира воздушного судна со стороны экипажа, недостаточная подготовка к полету и знания работы систем самолета и неправильный подбор самого экипажа. «Экипаж воздушного судна не был надлежащим образом подготовлен к выполнению задания, учитывая сложность ситуации, в которой ему пришлось выполнять свой последний полет. Подготовка командира воздушного судна, второго пилота и штурмана проводилась в спешке, неметодически и с нарушением положений документов, нормирующих этот процесс», - говорится в докладе.
В качестве дополнительных факторов, приведших к рушению, в докладе так же отмечается нерегулярное информирование экипажа руководителем зоны посадки о сложный метеоусловиях и «отсутствие практической подготовки на рабочем месте руководителя зоны посадки аэродрома».
Напомним, самолет с президентом Польши на борту, направлявшимся на памятные мероприятия в Катынь, разбился 10 апреля прошлого года при заходе на посадку на военный аэродром Смоленска. В результате катастрофы погибли 96 человек, включая главу государства Леха Качиньского, его жену Марию и членов официальной делегации.
Согласно выводам Межгосударственного авиационного комитета, причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
С выводами МАК категорически не согласился брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский, заявивший, что российская сторона была обязана запретить борту №1 совершать посадку в аэропорту «Северный».
В России уже неоднократно отвечали на это обвинение, заявляя о том, что решение о посадке могли принять только пилоты польского правительственного самолета.
Критика со стороны Качиньского в адрес России звучала на протяжении всего хода расследования. По мнению брата-близнеца погибшего президента, Москва сфальсифицировала итоги расследования, скрыв от Польши истинные причины трагедии. Искать справедливости политик пытался даже в США, попросив Конгресс подключиться к расследованию обстоятельств крушения правительственного самолета.
Помимо всего прочего, Качиньский пытался обвинить Москву даже вподмене тела его погибшего брата. «Я не скрываю, что на аэродроме я опознал тело моего брата, светлая ему память, и в этом не сомневаюсь. Я описал особые приметы, и они подтвердились. Это шрам на руке, оставшийся после тяжелого перелома. Но тот, чье тело впоследствии доставили в Польшу, уже не был похож на моего брата. Мне сказали, что это он», – заявил он в конце прошлого года.